Общественные организации

В настоящее время в Кемеровской области очень активно развивается социальная политика, в том числе и в сфере молодежного самоуправления, появляются различные общественные организации, фонды и т.д.

При этом существует большое количество молодежных объединений и инициативных групп, которые хотели бы реализовывать свои проекты на территории города, но зачастую преградой на пути к этому становится незнание правовых норм позволяющих осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства.

Перед тем, как создать организацию, встает вопрос, а какую же выбрать организационно- правовую форму, как управлять организацией, может ли организация заниматься предпринимательской деятельностью.

 

Данный справочник выпускается в виде бесплатной юридической консультации по вышеперечисленным вопросам.

Каждый человек должен уметь решать свои проблемы, в т.ч. и юридические. И этот справочник поможет Вам их решить.

Глава I. «Некоммерческие организации»

Часть 1. Общие положения

Некоммерческие организации – это организации, не предусматривающие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В целом юридическая категория "некоммерческая организация" является относительно молодой для российского гражданского права. Это связано с тем, что впервые термин "некоммерческие" получил свое закрепление в Основах гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г. (далее по тексту - Основы). Дальнейшее формирование «подинститута» некоммерческих организаций и создание механизмов его правового регулирования закреплено в первой части Гражданского кодекса РФ, где ст. 50 практически полностью воспроизводит нормы ст. 18 Основ.

Некоммерческая организация как юридическое лицо, должна обладать всеми обязательными признаками любого юридического лица, а соответственно: организационным единством, имущественной обособленностью, самостоятельной имущественной ответственностью, самостоятельным выступлением в гражданском обороте от своего имени.

С 18 апреля 2006 г. процедура регистрации некоммерческих организаций осуществляется по новым правилам, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Цель реформирования системы государственной регистрации некоммерческих организаций видна из пояснительной записки к проекту N 233364-4. Разработка проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вызвана необходимостью комплексной корректировки подходов к правовому регулированию порядка государственной регистрации некоммерческих организаций (за исключением организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления) в связи с отсутствием в законодательстве о некоммерческих организациях механизма контроля за их деятельностью.

В целом, анализируя действующую сегодня систему регистрации, можно выделить три режима.

Общий режим: документы, необходимые для регистрации, предоставляются непосредственно в регистрирующие органы, то есть Федеральную налоговую службу РФ или территориальное управление, которые в течение пяти рабочих дней регистрируют организацию и вносят сведения в Единый государственный реестр юридических лиц. Из некоммерческих организаций по такому пути регистрируются те, на деятельность которых не распространяется действие Федерального закона "О некоммерческих организациях". В эту группу входят все потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения.

Второй режим можно охарактеризовать как специальный, поскольку документы представляются уполномоченному органу (Федеральная регистрационная служба) или его территориальным органам, и данные субъекты в течение 14 рабочих дней принимают решение о регистрации, о чем делают заявление налоговым органам, а те, в свою очередь, по общим правилам вносят сведения в Реестр.

В отношении структурного подразделения - отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, признанной в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 10 января 2006 г. "О некоммерческих организациях" отдельной формой некоммерческой организации, установлен исключительный режим регистрации, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 13.1 Закона "О некоммерческих организациях" решение принимается только уполномоченным органом, коим является Федеральная регистрационная служба. То есть на региональном уровне регистрация отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций недопустима.

В целом акт государственной регистрации можно рассматривать как формальное закрепление гражданско-правового статуса некоммерческой организации, государственная регистрация придает статусу некоммерческой организации легитимность, свидетельствует о признании последней в качестве самостоятельного и независимого участника гражданского оборота.

Часть 2. Виды некоммерческих организаций

Потребительский кооператив - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путём объединения имущественных паевых взносов его участников.

Потребительский кооператив не может заниматься извлечением прибыли в качестве основной деятельности.

Членами кооператива могут быть:

  • Граждане, достигшие возраста 16 лет;
  • Коммерческие и некоммерческие юридические лица;
  • Унитарные предприятия.

Число учредителей кооператива не должно быть менее 5 граждан или 3 юридических лиц. Количество членов кредитного потребительского кооператива не может быть менее 15 и более 2000 человек.

Члены потребительского кооператива покрывают образовавшиеся убытки путём внесения дополнительных взносов. Размер убытков определяется при утверждении ежегодного баланса. При неуплате дополнительных взносов кооператив может быть ликвидирован.

Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность солидарно по долгам кооператива.

Доходы потребительского кооператива после уплаты всех налогов могут распределяться между его членами. Размер выплаты зависит от паевого взноса и личного трудового участия. Размер выплаты не может превышать 20% от доходов общества.

При ликвидации потребительского кооператива имущество распределяется между членами кооператива после удовлетворения требований кредиторов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующих этим целям.

Мы более подробно остановимся на рассмотрении общественных объединений.

Регулирование деятельности общественных объединений осуществляется ГК РФ, Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях", Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральным законом "О национально-культурной автономии", Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Общественные объединения создаются на основе принципов: добровольности, свободного волеизъявления, граждан, равноправия, самоуправления и осуществление своей деятельности только в рамках закона и устава.

Порядок создания общественного объединения состоит из этапов:

  • Инициатива организаторов;
  • Разработка устава;
  • Проведение учредительного собрания;
  • Государственная регистрация объединения.

Осуществляется не менее чем тремя физическими и юридическими лицами, которые имеют только один голос.

Устав общественного объединения должен содержать структуру и определить полномочия объединения:

  • Название, цели, задачи объединения, организационно – правовую форму;
  • Структуру, территорию и пределы деятельности;
  • Условия и порядок приема в члены объединения, выхода из него, их права и обязанности;
  • Компетенцию и порядок формирования руководящих органов, его организацию, сроки их полномочий, местонахождение;
  • Порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • Источники формирования денежных средств и имущества;

Порядок реорганизации и ликвидации.

Устав не должен противоречить действующему законодательству.

Закон и ГК РФ наделяет общественные объединения большими полномочиями в области государственной и общественной деятельности: участии в формировании органов государственной власти и управления, выработке проектов их решений, защите законных интересов своих членов в государственных и общественных органах, даче заключения по выдвигаемым законопроектам.

Организационно – правовые формы общественных объединений:

  • Общественная организация;
  • Общественное движение;
  • Общественный фонд;
  • Общественное учреждение;
  • Орган общественной самодеятельности;
  • Политическая партия.

Общественная организация – это добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов с целью достижения уставных целей.

Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Предпринимательскую деятельность они вправе осуществлять лишь для достижения целей, ради которых была создана данная организация.

Участники (члены) общественных организаций не сохраняют прав на переданное ими этой организации в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественной организации в которой они участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная в соответствии с законом гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью самого фонда как юридического лица. Ответственность учредителей ограниченна, это выражается в том, что они не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Общественный фонд использует имущество для целей, определенных законом и закрепленных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, но только необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества и предоставлять его всем заинтересованным органам.

Порядок управления общественным фондом и порядок формирования его органов определяется его уставом, утверждаемым учредителями.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Федерального закона "О политических партиях").

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "Об общественных объединениях" специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации общественного объединения принимается Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Федеральной налоговой службой на основании принимаемого Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Общественные объединения обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества или обеспечивать свободный доступ к таким сведениям, а также информировать Федеральную регистрационную службу о продолжении своей деятельности.

Согласно ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, Федеральная регистрационная служба или ее соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до 6 месяцев.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда.

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

Законодательство не предусматривает для общественного объединения такого способа ликвидации, как банкротство.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В соответствии со ст. 121 ГК РФ и ст. 11 Федерального закона "О некоммерческих организациях" коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов могут объединяться и создавать объединения юридических лиц в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации также могут добровольно объединяться в ассоциации и союзы (п. 2 ст. 121 ГК РФ). Следует заметить, что, согласно п. 4 ст. 50 ГК, допускается создание объединений юридических лиц, в которые бы входили одновременно как коммерческие организации, так и некоммерческие.

Ассоциации (союзы) представляют собой некоммерческие юридические лица, создаваемые на добровольной основе. Объединяющиеся в ассоциацию или союз юридические лица сохраняют свою собственную самостоятельность и права юридического лица.

Особенностями ассоциаций и союзов является то, что они создаются с целью координации деятельности участников, а также представления и защиты интересов их членов. Следовательно, ассоциация (союз) обладает специальной правоспособностью, объем которой зависит от воли ее участников. Именно поэтому исключается возможность непосредственного осуществления объединением деятельности, не предусмотренной его учредительными документами.

Ассоциация (союз) не вправе самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, но может создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Вместе с тем доходы от такой деятельности ассоциация (союз) не может распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды данного объединения юридических лиц.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, определяющий условия объединения, а также утвержденный объединяющимися лицами устав. В уставе должно содержаться указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза). Поскольку деятельность ассоциации (союза) основана на членстве, то в уставе следует указать членские права и обязанности, условия и порядок приема в члены, а также основания для лишения членства.

Учредительным документом объединения юридических лиц, помимо устава, в силу ст. 122 ГК и ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является и учредительный договор, в котором учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава (п. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Высшим органом управления ассоциацией (союзом) является общее собрание членов, исключительная компетенция которого определена п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях". В ассоциации (союзе) действует также исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью, который отчитывается перед общим собранием членов. Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным, в зависимости от определения его статуса в учредительных документах. К компетенции исполнительного органа могут быть отнесены только те полномочия, которые по закону не относятся к исключительной компетенции общего собрания членов.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а члены не отвечают по обязательствам ассоциации (союза). Однако закон не исключает возможность возложения на членов субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если размер и порядок привлечения к такой ответственности определены учредительными документами ассоциации (союза).

Ассоциация (союз) может быть преобразована в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. Решение о преобразовании принимается всеми членами, заключившими учредительный договор.

Ликвидация ассоциации (союза) производится в общем порядке, установленном для некоммерческих организаций ст. ст. 18 - 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Имущество, оставшееся после завершения процесса его ликвидации, используется на цели, определенные в уставе ассоциации (союза), либо на иные цели, предусмотренные законом (согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона "О некоммерческих объединениях"), и не может быть разделено между ее учредителями (участниками).

Благотворительные и иные фонды

Впервые понятие фонда было закреплено в п. 1 ст. 118 ГК РФ, а затем продублировано в ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Деятельность фондов, помимо ГК РФ и Федерального закона "О некоммерческих организациях", регламентируется Федеральными законами "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", а также подзаконными актами (например, Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 242 "О национальном фонде молодежи").

Учредителями фонда могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления. Учредителями благотворительного фонда не вправе выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также унитарные предприятия и учреждения (ст. 8 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Иногда учредителями фондов может выступать Российская Федерация. Фонды, образованные за счет государственного (муниципального) и частного капитала, называются общественно-государственными. Таким фондом, например, является Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров".

Единственным учредительным документом фонда является устав. В соответствии с п. 4 ст. 118 ГК, п. 1 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устав фонда должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания об органах фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

В соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" допускается возможность создания благотворительного фонда, статус которого имеет целый ряд особенностей.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц (п. 1 ст. 6 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Высшим органом управления благотворительного фонда является его коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном его уставом (п. 1 ст. 10 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Члены высшего органа управления благотворительного фонда выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса). Члены высшего органа управления фонда и его должностные лица не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является этот благотворительный фонд.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за соответствием деятельности благотворительного фонда целям, ради которых он создан. Фонд ежегодно представляет в Федеральную налоговую службу отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

  • Финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований законодательства Российской Федерации по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
  • Персональном составе высшего органа управления благотворительного фонда;
  • Составе и содержании благотворительных программ фонда (перечень и описание указанных программ);
  • Содержании и результатах деятельности фонда;
  • Нарушениях требований законодательства Российской Федерации, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Благотворительный фонд обеспечивает открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

Из всего вышеперечисленного для создания молодёжной общественной организации с точки зрения права наиболее подходящими формами для реализации социальных программ являются общественная организация либо общественный фонд.