Командообразование

Определение понятия
Команда - это небольшая группа людей, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополнительные умения; принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде.
Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды, — ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед. Существует отличие целей команды от ее назначения (миссии): цели команды позволяют следить за своим продвижением по пути к успеху, а миссия как более глобальное по своей сути придает всем конкретным целям смысл и энергию.
Ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчетной как команда. Командная подотчетность — это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд: обязательства и доверия. Взаимная отчетность не может возникнуть по принуждению, но когда команда разделяет общее назначение, цели и подход, взаимная отчетность возникает как естественная составляющая.
Для команды важно наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков, составляющих три категории:
- Техническая или функциональная экспертиза;
- Навыки по решению проблем и принятию решений;
- Межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.).
Командные отношения, традиционно включающие такие понятия, как чувство локтя, дух партнерства и товарищества, могут проявляться исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь членов команды. Существует много примеров, когда удачные партнеры по бизнесу не переносили присутствия друг друга, если речь заходила о других сферах общения.
Рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на образование команды как организационной формы коллективного управления.
Обсуждение начнем с того, что любая команда изначально формируется для выполнения какой-либо задачи. Поэтому представляется вполне естественным, что такая характеристика, как тип совместной деятельности, определяющий структуру, сложность и нестандартность решаемой задачи, будет рассматриваться нами в качестве одной из главных в образовании команды.
Тип задачи (совместной деятельности) определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки выполнения поставленной задачи; степень контроля рабочей группы со стороны руководства.
Следующий важный параметр образования команды связан с характеристикой внешней организационной среды, с которой она взаимодействует.
В командном менеджменте принято говорить не о среде, а об организационно-культурном контексте существования команды. Он делится на внешний и внутренний. К внешнему будут относиться такие характеристики, как:
- Организационный климат;
- Компетентность руководящих органов материнской организации в управлении командной деятельностью;
- Сложность/структурированность внешнего мира;
- Наличие/качество систем контроля;
- Уровень ее неопределенности;
- Частота и сила стрессовых воздействий.
При описании культуры той или иной организации предлагается также учитывать и такие аспекты, как: степень требуемой официальности при выполнении работы; степень сочетания послушания и инициативы от подчиненных; значение, которое придается соблюдению распорядка дня, одежде, личным особенностям; наличие существования правил и принципов ведения работы или подчеркивание важности только результатов; основательность и период планирования работы.
Внутрикомандный культурный контекст характеризуется через описание следующих индикаторов:
- Принятые и разделенные всеми участниками нормы команды;
- Способы распределения власти;
- Сплоченность и связанность членов команды;
- Характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей);
- Организация ролевого распределения.
Можно сказать, что процесс образования команды — есть процесс образования ее внутреннего культурного контекста, другими словами, ее субкультуры.
Эффективная команда – это команда единомышленников, объединенных общей целью, слаженно и эффективно работающих для достижения поставленной цели.
Приступая к работе по созданию высокоэффективной команды, следует ориентироваться на следующие важные положения:
- Команда должна быть прочной, т.е. ее члены в своей трудовой деятельности солидарны и в состоянии противостоять негативным внешним влияниям;
- Очень важна позиция команды (или ее лидера) по отношению к своей деятельности или фирме – в зависимости от занятой позиции влияние прочности команды на результат ее деятельности может быть как позитивным, так и негативным;
- Численность – число участников команды влияет на готовность отдельных входящих в нее людей к определенным усилиям, на прочность команды, а, следовательно, – на результаты деятельности всей команды;
- В малочисленных командах производительность работы отдельных членов выше, меньше потребность в руководстве со стороны авторитетной личности, т.к. внутри команды проще достигнуть кооперации труда;
- Разнородность команды – способности членов команды должны соответствовать характеру труда. Если работа требует от людей проявления разных способностей, то в такой ситуации разнородность команды важнее, нежели ее численность.
Роли:
- Лидер (обладает высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывает влияние на поведение как группы в целом, так и отдельных ее членов)
- Организатор (организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели)
- Генератор идей (выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, намечает пути и средства реализации идей)
- Критик (подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей)
- Эксперт (обладает способностью оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения)
- Исполнитель, «рабочая лошадка»
- Неформальный лидер
- Шутник («душа компании»)
- Аутсайдер
Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего, это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
Эффективной можно назвать такую команду, в которой
- Неформальная и открытая атмосфера;
- Задача хорошо понята и принимается;
- Члены группы прислушиваются друг к другу;
- В обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены группы;
- В ходе обсуждения поощряется как высказывание идей, так и выражение чувств;
- Конфликты и разногласия между членами группы центри¬руются вокруг идей и методов, а не личностей;
- Группа осознает, что делает, решение основывается на со¬гласии, а не на голосовании большинства.
Отличия команд и рабочих групп
Несмотря на то, что командой часто называют любые группы, особенно когда надо заставить людей работать сообща и создать у них мотивацию, некоторые эксперты проводят различия между командами и традиционными рабочими группами.
Й.Р. Катценбах и Д.К. Смит дали описание различий обычной рабочей группы и «настоящей», «подлинной» команды
|
Рабочая группа |
Подлинная команда |
|
Сильный руководители с четко определенными, ясными целями |
Руководящая роль разделена между членами команды |
|
Индивидуальная ответственность |
Индивидуальная и общая ответственность |
|
Формальное соответствие целей группы и организации |
Специфические цели команды определяются внутри нее |
|
Индивидуальные результаты (продукты) труда |
Коллективные результаты (продукты) труда |
|
Руководитель проводит эффективные обсуждения заданий |
Руководитель поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по решению проблем |
|
Непрямая оценка эффективности группы (например, через финансовый успех предприятия) |
Прямая оценка результатов по выполненному коллективному заданию |
|
Руководитель организует дискуссию, принимает решения и делегирует компетенции |
Члены группы совместно обсуждают, принимают решения и выполняют работу |
Главная идея состоит в том, что команда выходит за рамки традиционной формальной рабочей группы, благодаря коллективному синергетическому эффекту (целое больше, чем простая сумма слагаемых).
Не всегда и не из любых сотрудников можно сформировать сплоченную команду. Для этого необходимы следующие условия:
- люди, выполняющие работу, должны быть специалистами, выступать в качестве «экспертов» при решении возлагаемых на них задач;
- совокупный опыт и таланты людей, работающих в команде, должны превышать опыт и способности любого из тех, кто работаешь одиночку;
- большинство людей должно иметь возможность в какой-то мере влиять на принятие тех решений, которые им приходится выполнять. Это повышает их заинтересованность в общем деле;
- каждый человек должен иметь склонности к творчеству, ко¬торые можно систематически использовать, привлекая его к участию в работе группы.
Высоко сплоченным командам обычно присущи следующие признаки:
- группа работает как единое целое, ее члены излишне не беспокоят друг друга и не мешают друг другу при взаимодействии;
- все члены коллектива эффективно участвуют в ее усилиях, работают на совесть и не отлынивают от работы, даже когда появляется такая возможность;
- выполняя индивидуальные задания, члены группы ориентируются на достижение общей цели;
- члены команды рационально истолкуют ресурсы, оборудование и квалификацию для реализации общих целей;
- члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу. Они часто и откровенно общаются.
Факторы групповой сплоченности
Не всегда и не любые группы способны превратиться в единое, слаженно действующее целое. Существуют определенные факторы групповой сплоченности, к которым относятся:
- Согласие между членами группы по поводу ее целей;
- Широкое общение и взаимодействие между членами группы;
- Не слишком большое, приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;
- Демократизм групповых взаимоотношений, предоставление всем членам группы полных возможностей для непосредственного участия в установлении групповых норм и стандартов;
- Положительное мнение членов группы друг о друге;
- Ярко выраженная у каждого члена группы потребность в тех преимуществах, в том числе защите, которые дает принадлежность к ней;
- Размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций. Но он не должен быть так велик, чтобы подавлять внимание к ее делам и побуждать к разделению на микрогруппы. Как уже отмечалось, обычно считается оптимальным состав группы в количестве 5-9 человек. Группы с четным числом членов обычно более тщательно решают задачи, чем с нечетным;
- Пространственная близость. При наличии других условий существует прямая зависимость между близостью рабочих мест и Сплоченностью группы;
- Преобладание положительного опыта, в достижении группой своих целей и защите ценностей. Это укрепляет веру членов Группы в возможность достижения ее целей, придает групповым отношениям позитивную эмоциональную окраску;
- Психологическая совместимость членов группы. Она представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности. Совместимость включает целый ряд качеств: физиологических (половозрастные и другие физиологические особенности); психофизиологических (различие темпераментов и биологических потребностей); собственно психологических (личностный характер и мотивы поведения), социально-психологических ценности, интересы, ролевые ожидания). Доказано, что психологическая совместимость позитивно влияет на производительность труда и качество продукции.
Тип лидера
Большое влияние на командные процессы оказывают также особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды. Рассмотрим ряд характеристик, которые условно можно назвать типом лидера. Под типом лидера будем понимать характерные особенности, которые определяют всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
Современная концепция лидерства подчеркивает такую его ценность, как повышение у подчиненных способности к саморуководству. Наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой. Человека, способного к такого рода лидерству, авторы называют сверхлидером.
Людьми могут руководить также:
- Сильный лидер, который воздействует применением санкций, силы, формального авторитета;
- Транзактор, который создает особые способы взаимодействия между подчиненными, информационные сети и правила коммуникации и за счет этого организует эффективную работу и поддерживает собственный статус;
- Герой-визионер, который влияет на людей силой своего убеждения;
- Пассионарные личности, способные предложить другим высокие цели и повести участников группы за собой.
Формы субкультуры
- «Комбинат». Основная психологическая характеристика данной субкультуры — беспрекословное подчинение ее членов своему сильному лидеру или командиру. Основания для подчинения — страх лишиться места в группе и возможность остаться без работы.
Группа основана на соблюдении традиционной иерархии. Это очень стабильная групповая культура, действия членов в которой четко определены, решения принимаются оперативно — лидер обладает всей полнотой власти и определяет политику и правила группового взаимодействия. Внешние границы и внутреннее строение группы достаточно жестки. Групповые ценности ставятся выше индивидуальных. Контроль осуществляется непосредственно лидером. Решения принимаются в результате баланса влияний различных сил на лидера, поэтому последнее слово всегда принадлежит ему.
- «Клика». Такая группа состоит из людей, абсолютно доверяющих своему лидеру. Лидер «клики» на начальной стадии развития организации — это такой человек, которому просто верят и внутренне готовы идти за ним. Он влияет на последователей своим видением будущего.
Группа не имеет жесткой внутренней структуры. Если лидер считает нужным создать в ней руководящее звено, то оно в основном будет служить для укрепления харизмы лидера и укрепления членов группы в общем видении. Оно может оказывать помощь своим членам и регулировать распределение общих ресурсов, причем принципы и нормы распределения также согласуются с видением лидера.
Группа, как правило, нестабильна, имеет размытые границы: в кризисных ситуациях легко распадается на мелкие группы. Члены организации реализуют в ней свои собственные интересы, исходя из собственных целей; существует значительная внутренняя конкуренция. Ценности в такой организации — индивидуальная креативность, энергичность в постановке новых целей и разработке проектов, согласуемых с видением лидера, готовность к инновациям. Интересы индивидуальные выше групповых.
- «Кружок». Эта субкультура характеризуется строгим распределением полномочий и сфер деятельности внутри коллектива, высокой степенью формализации и стандартизации. Деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются правилами и процедурами, которые редко меняются. Источник влияния — статус. Ведущие ценности — синхронность, параллельность, предвиденность. Каждый должен знать, что ему делать, и делает то, что предписано. Все идут в одну сторону. Каждый должен чувствовать себя вовлеченным и идентифицировать себя с организацией. Функции и ответственность реализуются с почти автоматической точностью. Характерны ощущение защищенности у рядовых сотрудников, исполнительность, заинтересованность в углублении специализации и отработке навыков до автоматизма.
- «Команда». Для этого типа групп характерны открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение задач, цели сменяются по мере необходимости. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов: подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи, сроки и этапы ее решения постоянно контролируются.
Отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества. Эффективность деятельности группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации. Управление группой с такой субкультурой предполагает создание рациональной структуры, обеспечение высокой степени профессионализма сотрудников, оптимальное соотношение внешнего контроля и независимости. Руководитель должен быть гибким и уверенным в себе и в своих сотрудниках. Влияние в команде основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности.
Формирование команды зависит от следующих факторов:
- Тип совместной деятельности, определяющий структуру, сложность и нестандартность решаемой задачи.
- Тип задачи, определяющий формальную структуру команды, которая утверждается руководством:
- ролевой состав;
- перечень знаний, умений, навыков, которыми должны владеть члены команды;
- степень контроля со стороны руководства.
- Характеристики внешней организационной среды, с которой команда взаимодействует (организационно-культурный контекст существования команды): организационный климат, компетентность руководящих органов в управлении командной деятельностью; сложность/структурированность внешнего мира; наличие/качество систем контроля; уровень её неопределённости; частота и сила стрессовых воздействий.
Удачное комплектование команды способствует эффективности её деятельности, повышению производительности труда.
К факторам эффективности групповой деятельности относятся:
- Размер команды, т.е. количество человек в команде. Наиболее сложной для управления считается группа из 2-3 человек, т.к. возникает проблема совместимости, сработанности, общения. Если в команде отсутствует полноценное общение, то эффективность деятельности команды может значительно снизиться.
- Социально-демографические характеристики членов команды: пол, возраст, образование.
- Стиль руководства (авторитарный, демократический или попустительский), лидерские позиции в команде.
- Групповой уровень притязаний, т.е. настроенность работников на достижение результатов.
- Групповая норма производительности, которая оказывается осью всех внутригрупповых отношений.
- Открытость оценок работы команды со стороны руководителя, особенно в ситуациях межгруппового соперничества.
- Взаимодействие с другими профессиональными группами (успешное / неуспешное). Здесь играют важную роль личностные качества членов команды, которые способствуют или препятствуют взаимодействию, общению с другими людьми-
- Внутрикомандные межличностные коммуникации, нарушение которых может сбить рабочий ритм, темп, снизить качество работы.
- Социально-психологический климат в команде - относительно устойчивый и типичный для данной группы эмоциональный, динамический настрой, который проявляется в отношениях между членами команды по вертикали и по горизонтали. Это общая система ценностей, «культура», которая окружает человека в группе; качественная сторона межличностных отношений, которая проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих продуктивной совместной деятельности.
Данные факторы следует учитывать и при комплектовании команд.
Среди факторов, которые оказывают наиболее значимое влияние на социально-психологический климат в группе, команде относятся:
- Факторы личностно-опосредованной мотивации, которые связаны с удовлетворением потребности работника в реализации его личностного и профессионального потенциала;
- Четкость и эффективность организации и администрирования, ответственность, действенность и своевременность решений;
- Трудности: уровень помех в работе, препятствующих успешному выполнению заданий;
- Поощрения: справедливость в распределении вознаграждений, возможность профессионального роста и продвижения по службе;
- Подъём: бодрый, жизнерадостный настрой, проявление дружелюбия и остроумия во взаимоотношениях сотрудников, чувство гордости за свою организацию, команду, лояльность и приверженность к ней;
- Доверие и сотрудничество: вера в способности и высокие индивидуальные возможности сотрудников, проявление достаточной самостоятельности в работе, поощрение новаторства, преобразований, развитие инициативы;
- Соревновательность: стимулирование высокого уровня достижений в работе, допуск определённого уровня риска при выполнении заданий;
- Индивидуально-психологические особенности личности каждого члена команды.
Этапы командообразования
Под командообразованием в данном случае понимается ее развитие из формальной, утвержденной руководством, управленческой структуры в рабочую группу с субкультурой «команда».
Можно выделить четыре этапа развития команды.
- Адаптация. С точки зрения деловой активности первый этап – адаптация характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. Происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осторожны и ведут к образованию диад, наступает стадия проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга, и поиск взаимоприемлемого поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Результативность команды на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге.
- Группирование и кооперация — характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. При группировании начинает складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп, формирующих первые интергрупповые нормы. Однако отдельные подгруппы быстро понимают невозможность эффективного решения задачи без коммуникации и взаимодействия с другими подгруппами, что приводит к формированию схем общения и интергрупповых норм, общих для группы в целом. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «мы».
- Нормирование. На третьем этапе разрабатываются принципы группового взаимодействия и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности. Характерная черта развития группы на этой стадии — отсутствие интергрупповой активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.
- Функционирование. С точки зрения деловой активности четвертый этап можно рассматривать как стадию принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи. Функционально-ролевая соотнесенность связана с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.
М.Вудкок выделяет 5 стадий развития команды:
- «Притирка». Люди присматриваются друг к другу. Подлинные чувства вуализируются, а в отношениях преобладает напряженность. Взаимодействия строятся на стандартном уровне общения (контакт масок).открытого обсуждения целей и методов работы еще нет. Информационные отношения дают слабые ростки в условиях сухой атмосферы деловых контактов, групповая работа отсутствует. Но законы общения и групповой мотивации начинают сближать людей. Они делают первые шаги к взаимной адаптации.
- «Ближний бой». Группа распадается на группировки, образуя кланы: вокруг лидера и против лидера. Доминируют личностные неформальные отношения. Разворачивается борьба между лидерами за общее лидерство. Начинается дискуссия о том, как найти необходимое согласие. Идет поиск зоны взаимных уступок.
- «Поиск» («экспериментирование»). Потенциал коллектива увеличивается, люди начинают сосредотачиваться на способностях друг друга и общих ресурсах. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать и принимаются меры по повышению производительности. Идет поиск методов организации эффективного совместного труда.
- «Эффективность». Группа накапливает опыт в успешном решении проблем и использовании общего потенциала. Акцент делается на правильном использовании времени и на уточнении задач. Появляется чувство «мы» и гордость за свою команду. На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи.
- «Зрелость». Между членами команды действуют прочные связи. Оценка друг друга строится на деловой основе. Отношения носят неформальный характер. Коллектив добивается высоких результатов в трудовой деятельности. Эффективный руководитель тонко чувствует все социально-психологические процессы внутри организации и содействует переходу группы с одной стадии развития на другую.
Нужно отметить, что понятие «команда» относится к «идеальной» форме развития рабочей группы. Но в зависимости от влияний, оказываемых внешней и внутренней организационной средой, а также особенностей стиля взаимодействия руководителя с членами группы, развитие субкультуры группы может сформироваться на любом (из рассмотренных) этапе.
С повышением качества работы команды расширяются и возможности для внедрения новшеств в процесс управления. Разные сотрудники могут курировать то или иное задание по очереди, в зависимости от своего опыта. Расширяется делегирование полномочий, и все больше людей участвуют в планировании и принятии решений. Лидер помогает коллективу пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал, используя для этого свой личный пример и полномочия.
Формирование команды
Сущность деятельности по формированию стабильного первичного коллектива заключается в следующем:
- Производственные процессы должны сочетать выполнение работы с прочными психологическими контактами;
- Для развития нормальных межличностных отношений оптимальный состав коллектива желателен 7- 15 человек. Этот состав оптимален с точки зрения возможности развития активности и выбора средств воздействия на личность;
- Нужно принимать во внимание определенное наличие и сходство интересов у членов группы и их достаточное разнообразие, что позволит сплотить коллектив;
- Производственный процесс, который объединяет группу, должен быть един с задачами и целями предприятия. Это единство создает благоприятные условия для сплоченности всех работников на основе общественно значимых интересов;
- Нужно учитывать личные качества членов коллектива, которые могут взять на себя социально-психологическое лидерство;
- Желательно развивать в коллективе совместные формы труда, выполнение общественных поручений, активный досуг, коллективное обучение и т.п.;
- Следует учитывать разнообразие возрастных групп и уровни квалификации сотрудников;
- Развивать наставничество, т.к. оно способствует формированию микроструктур в группе;
- Способствовать повышению квалификации сотрудников;
- Повышать социальную активность работников в разработке и принятии решений по организации производственных процессов и определении коэффициента трудового участия;
- Развивать «здоровое» соревнование среди членов группы;
- Формировать чувство взаимопомощи;
