Работа с группой

Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организаций и т.п.).

Например, это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество поклонников творчества (или иных достоинств) популярного артиста, а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей морепродуктов.

 

Условные – группы, которые в реальности не встречаются, не собираются вместе, но их членов можно объединить по определенным признакам (пол, возраст, род занятий и т.д.)

Реальные – действительно существующие общности людей, осознающие себя членами данной группы, имеющие возможность быть вместе (очередь, отряд, студенческая группа, класс, трудовой коллектив).

Лабораторные – искусственно созданные для специальных мероприятий (исследований) (фокус-группа оценивающая тот или иной продукт).

Естественные – стихийно или добровольно формирующиеся группы людей, объединенные определенными целями (клуб, очередь, болельщики на стадионе).

Большие – многочисленная группа, члены которой не имеют возможности установить друг с другом личные контакты и физически не могут быть знакомы все между собой.

Стихийные – случайно возникшие кратковременно существующие общности людей (толпа, публика, аудитория).

Устойчивые – группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений, долговременные, устойчивые в своем существовании (этнические группы, профессиональные, социальные классы).

Малые – немногочисленные по составу группы, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений групповых норм и групповых процессов (семья, друзья).

Малые группы могут делиться на становящиеся и развитые (в зависимости от степени сплоченности), референтные (это группа-эталон, значимая группа для индивида) и группы членства (группы, в которых индивид реально состоит), формальные (юридически оформленные) и неформальные (взаимодействие обусловлено не правовыми нормами, а личными отношениями и интересами).

Характеристики группы:

  • ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) - свойства личности, наиболее ценимые в данной группе (талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества и т.п.); 
  • коэффициент групповой сплоченности (КГС). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа (хотя иногда он свидетельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть "уравновешено" не меньшим количеством взаимно антагонизирующих пар). Значимость же тех или иных симпатий для группы в целом зависит от ее общегрупповых ЦЛО.
  • социально-психологический климат (атмосфера) – это совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе, во втором - конкуренция, зависть, амбиции и т.п.

Исследование группы на КГС производится методом социометрии - опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интеллектуальным, моральным и др.).

Социометрия позволяет определить социальный статус каждого члена группы - его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные - "звезды". Далее идут "приятные" и "предпочитаемые". Затем - "пренебрегаемые", лишенные внимания "изолированные" и, наконец, нежелательные - "отверженные". Существует другая часть структуры группы, которая касается положения человека в группе, т.е. его неформального статуса. Существует 2 положительных и 2 отрицательных статуса:

Звезда – наиболее благоприятное положение в группе. Лидер, авторитет, законодатель мод, стиля отношений. Их может быть несколько.

Предпочитаемый – основная масса людей в группе, опора лидера, его окружение, исполнители.

Изолированный – отрицательного мнения к человеку не складывается, вообще никакого мнения не складывается, он выпадает, его забывают, он не участвует в жизни группы.

Отверженный – человек, который противопоставляет себя группе, находится с ней в постоянном конфликте, анти-лидер, шут, козел отпущения.

Структура группы

Схемы взаимодействия в группе:

Колесо Цепь Игрек Круг Сложный круг

Колесо – в данной схеме взаимодействия есть сильный лидер, который имеет возможность доносить информацию до каждого своего подчиненного. Минус – подчиненные не могут взаимодействовать друг с другом.

Цепь – самая неэффективная модель взаимодействия в группе. Информация, исходя от лидера с каждым переходом к члену группы искажается.

Игрек – в этой модели взаимодействия также есть сильный лидер, но у него нет возможности доносить информацию до каждого подчиненного.

Круг – модификация модели «цепь». Является более неэффективной.

Сложный круг – наиболее эффективная структура коммуникации, эта модель показывает, что у каждого члена группы существует возможность взаимодействовать не только напрямую с лидером группы, но и с другими членами группы.

Группа – это не статичное образование, а динамичное. В группе постоянно происходят изменения. Важнейшими из них являются: процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (конформизм); процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив.

Этапы развития группы

  1. ОРИЕНТАЦИЯ. Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:
    • Готовность к работе и радужные ожидания
    • Изучение ситуации и действующих лиц
    • Зависимость от авторитетов и иерархии
    • Потребность найти свое место
    • Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения
  2. РАЗОЧАРОВАНИЕ. Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества. В это время каждому члену группы присуще:
    • Чувство несоответствия надежд и реальности;
    • Недовольство авторитетами;
    • Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
    • Чувство некомпетентности;
    • Споры за власть и внимание;
    • Отсутствие доминирующей потребности
  3. РАЗРЕШЕНИЕ. Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:
    • Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
    • Разрешение противоречий;
    • Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
    • Содействие самоопределению группы, как самой лучшей. 
    • Разделение обязанностей и ответственности;
    • Этап разрешения означает, что каждый в группе:
      • понимает, о чем речь;
      • имеет право голоса;
      • поддерживает решение;
      • желает работать.
  4. РАБОТА (период делового сотрудничества). Ведущая деятельность: по достижению цели, сотрудничество с другими группами. В это время каждому члену группы присуще:
    • Радость от участия в работе группы;
    • Совместная взаимосвязанная работа;
    • Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
    • Высококачественная работа;
    • Передача роли лидера;
    • Чувство силы команды;
    • Межколлективные отношения;
    • Настрой на успех;
    • Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.
  5. ЗАВЕРШЕНИЕ. Ведущая деятельность: анализ и рефлексия. В это время каждому члену группы присуще:
    • Грусть и признательность;
    • Резкий подъем или спад настроения;
    • Гордость за достижения;
    • Чувство близости к членам группы;
    • Идейное единство отношений;
    • Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
    • Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.