КПВ. Имиджелогия

ИСТОКИ
Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринимательством Известен такой факт американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания
В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление.
Имиджелогия – это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью.
Имиджелогия – это технология воздействия. Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный.
Сегодня трудно найти крупного политического деятеля, который специально не обращался к имиджмейкерам. Имидж таких личностей отшлифован буквально до мелочей. Например, на лицах пожилых людей мимика сильнее фиксирует возрастные изменения, поэтому во время телепередач их лица подаются на определённом расстоянии от съёмочной камеры. Или такой факт: весьма важен фон, на котором представлена личность. Маргарет Тетчер было трудно получить политическое признание в стране со столь консервативными порядками. Поэтому её имиджмейкеры пристальное внимание уделяли выбору интерьеров: большинство её телевыступлений были отсняты в домашней обстановке на фоне зажжённого камина. Что чисто в английском классическом духе.
Ф.И. Шаляпину принадлежат слова: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре».
Ценностные функции имиджа:
Личностно возвышающая. Благодаря созданию вокруг личности ореола привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств.
Комфортизация межличностных отношений. Суть этой функции в том, что обаяние людей объективно привносит в их общение симпатии и доброжелательность, а потому нравственную меру терпимости и такта.
Психотерапевтическая. Суть её в том, что личность, благодаря осознанию своей индивидуальной незаурядности и повышенной коммуникабельности, обретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе.
Таким образом, ценностные функции имиджа свидетельствуют о его бесспорном значении в выстраивании здоровой душевной организации личности. Философская связка «форма и содержание» объясняет закономерность функционирования имиджа как внешнего проявления духовного здоровья личности, состояния её биоэнергетического потенциала. Д.И. Менделеев на обложке книги «Основы химии» написал: сущность познаётся через форму. Интерпретируя это высказывание выдающегося отечественного учёного, скажем: Посредством имиджа наиболее заметно, а потому доступно для других людей, проявляется внутренний мир конкретной личности. Вот почему так велика роль ценностных функций имиджа.
Технологические функции имиджа:
Межличностной адаптации. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, оперативно установить доброжелательные отношения.
Высвечивания лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж даёт возможность зрительно представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение.
Затенения негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, дизайна одежды, аксессуаров, причёски и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек.
Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, он импонирует им, а потому они психологически легче располагаются к тому, что он говорит или демонстрирует.
Преодоления возрастных рубежей. Искусно владея технологией самопрезентации, что конкретно проявляется в удачном выборе моделей поведения и исполнении различных ролей, можно комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального положения и профессионального статуса, не сковывая себя «комплексом» собственного возраста.
Знание технологических функций имиджа предлагает широкое практическое его использование. Сошлёмся на одно из высказываний Наполеона: «Я бываю то лисом, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим».
Таким образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение – достичь эффекта личного притяжения. Кто в полной мере владеет функциями имиджа, тому присуще такое состояние, которое называется магией расположения. Акцент на практическом значении имиджа отличает наше понимание его содержания и предназначения от зарубежных подходов.
ДУХОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВА ИМИДЖА ЛИЧНОСТИ
В книге К.С. Станиславского «Работа актёра над собой» есть строки:
«Знаете ли Вы таких актёров, которым стоит только появиться на сиене, и зрители их уже любят? За что? За красоту? Но очень часто ее нет. За голос? И он нередко отсутствует. За талант? Он не всегда заслуживает восхищения. За что же? За то неуловимое свойство, которое мы называем обаянием».
Что такое обаяние?
Можно предложить три варианта ответа на этот вопрос:
- личное притяжение, которое испытывает человек к человеку;
- устойчивая симпатия, проявляемая к конкретному человеку;
- умение «светиться людям», т.е. излучать тепло.
В Афинах и других городах Древней Греции устраивались конкурсы красоты среди мужчин и среди женщин.
Для древних греков эти конкурсы были смотрами моральных и физических качеств. К участию в них никогда не допускались лица, запятнавшие себя антиобщественными поступками. Притягательный, яркий образ незаурядной женщины Древней Греции, сочетающий в себе совершенство телесной и духовной красоты, мы находим в романе И. Ефремова «Таис Афинская». Таис можно считать идеалом женщины тон эпохи: земной, с живыми чувствами, страстями, естественной в поведении, прекрасной и телом, и духом.
В средние века представление об обаянии человека претерпело существенные изменения. Он мог достичь совершенства лишь путём духовного возвышения над обыденной жизнью, но бесспорным считалось, что личностное обаяние – удел образованных людей.
Образцы этой идеологии широко представлены в рыцарских романах о любви к недоступной «Прекрасной Даме сердца». Среди куртизанок Венеции было много прославившихся не только красотой и изысканностью, но и образованностью. Так, знаменитая Вероника Франко была поэтессой и образованнейшей женщиной Венеции. Она знала наизусть всего Петрарку, Бокаччо, а также латинские стихотворения Вергилия, Овидия, Горация и др. Богатство куртизанок зависело не только от их красоты, но и от того, насколько утончённую атмосферу они умели создать в своём доме.
Имидж в основном рассчитан на создание благоприятного первого впечатления. В достижении его многое зависит от внешнего вида человека. Главное в том, чтобы первое впечатление не оказалось ложным стимулом, а способствовало обнаружению в человеке умственной образованности, профессионализма и порядочности. Вот почему надо быть требовательным к своему имиджу в общении с людьми. Первое впечатление, формируясь в пределах 20–40 секунд, оказывает огромное психологическое воздействие на последующее восприятие человека человеком.
Практические советы и упражнения
- присаживаясь к телевизору, вооружитесь пишущей ручкой и блокнотом, просматривайте телесюжеты, в которых участвуют известные политические деятели, государственные руководители, популярные артисты;
- попытайтесь определить слагаемые их имиджа;
- выявите, какие функции имиджа наиболее искусно педалируются;
- выпишите, каким образом это им удается,
- подумайте, что из этого опыта вы можете использовать сами.
Если обратиться к научно-популярной медицинской литературе, и особенно геронтологической, то можно найти немало фактов, свидетельствующих о том, что долгожители – это люди, прожившие более ста лет благодаря огромному оптимизму и разумному образу жизни. При этом они находятся в здравом уме, трудятся и не отягощают своим присутствием родных и знакомых. Они редко обращаются к врачам, почти не употребляют фармакологического снадобья. В их жизни четко прослеживается логика умеренности по отношению к материальным благам, т.е. они никогда не были «рабами вещей», не превращали пищу в культ, были воздержаны от страстей.
В этом несложно убедиться, ознакомившись с их основными устоями жизни:
- умение быть терпимым. Стойко переносить тяготы жизни, не впадая в уныние. Не быть завистливым и в основном рассчитывать на свои силы. Проявлять настойчивость в поставленных перед собой целях;
- открытость к общению. Дружелюбие и доверительное отношение к людям. Чаще соблюдать мудрый совет Марка Аврелия: «Что бесполезно для улья, то бесполезно и для пчелы»;
- любовь к детям. Они звенья в цепи преемственности поколений. В них воплощается всё то, что сделано их родителями. Вера в них – основа семейного благополучия;
- самообладание и оптимизм. В жизни неизбежны неприятности и горе. Нужно быть готовым к таким поворотам судьбы. Не падать духом, не обращаться к какому-либо зелью. Никогда не терять чувства радости и доброты;
- забота о стариках. Внимательное обхождение с ними. Проявление искренней заботы об их нуждах. Признательное отношение в семье. Всяческая поддержка у них интереса к общественной жизни. Покровительство их возрастным желаниям;
- актуализированное трудолюбие. Активная настроенность на труд. Преобладание в его структуре физических усилий. Разумное чередование труда с отдыхом. Основное время труда – на свежем воздухе;
- отсутствие злопамятности. Никаких дурных мыслей в голове. Неумение помнить обиды. Принимать людей такими, какие они есть. Высвобождение своей памяти от личных невзгод, неприятных воспоминаний;
- природная пища. Натуральное питание, в котором значительное место занимают молочные продукты, овощи, фрукты, домашний хлеб. Признание полезности сухого вина. Неприятие алкоголя и кофе. Недопустимость переедания.
Из восьми названных устоев жизни долгожителей только последний связан с материальным фактором. Все остальные – психологического и нравственного характера. Другими словами, если рассматривать наше здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.
Обратим внимание на тесную взаимосвязь ортобиотики – науки о технологии ортобиоза – с имиджелогией. Ведь назначение имиджелогии в том, чтобы, создав привлекательный имидж, помочь человеку психологически и нравственно чувствовать себя уверенно и оптимистично.
Ф. Джевкинз, сторонник функционального подхода, предлагает следующие типы имиджа:
- Зеркальный – имидж, свойственный нашему представлению о себе.
- Текущий – вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.
- Желаемый – тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
- Корпоративный – имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
- Множественный – вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
Некоторые исследователи в качестве самостоятельного выдвигают тип харизматического имиджа. Понятие харизмы, харизматического руководителя ввёл классик социологии М. Вебер. Он писал: «Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном образовании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живет своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев».
Ныне, благодаря развитию средств массовой информации, особенно телевидения, сохранить и удержать харизму затруднительно, так как она в значительной мере покоится на закрытости, на приписывании «вождю», «герою» не существующих у него качеств. Однако появляется новое – харизматичностью наделяют лидера, используя его максимальную открытость публике (пример президент, поп-звезда).
Закрытый имидж тоже можно отнести к списку возможных имиджей. Он был характерен для многих советских руководителей. Каждый человек мог вписать в этот имидж те черты, которые сам считал для себя убедительными – как «черная дыра» он готов был принять все. И чем меньше информации будет иметь аудитория, тем серьезнее и значительнее начинает выглядеть фигура такого руководителя (недавний пример загадочный Ким Чен Ир, молчаливо и невидимо проследовавший на бронепоезде через всю Россию для встречи с президентом В.В. Путиным).
Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых выступают: принцип самовоспитания, принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности – многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза, принцип речевого воздействия.
Эти принципы – обязательные требования к организации имиджирования. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощённых в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства работников социологической деятельности.
1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования
Самовоспитание – путь формирования профессионального мастерства имиджмейкера. Основу этого принципа составляет самооценка профессиональных качеств и анализ существующего имиджа, как следствие этого составляется программа самовоспитания, основанная на индивидуальном подходе. Усовершенствовать свой образ (профессиональный, визуальный), представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя.
2. Принцип гармонии визуального образа
Нельзя недооценивать значение такого социально-психологического явления, как межличностная перцепция. Наряду с умением воздействовать на людей действиями и словом, весьма существенна визуальная привлекательность имиджмейкера – гармония его внешнего облика.
3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия
Коммуникативность как многообразие форм и способов информационного взаимодействия – важнейшее условие результативности социологической деятельности. В процессе коммуникативного общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми информации, эмоционального настроя. Эффективность этого принципа состоит в профессиональном использовании таких приёмов, как убеждение, внушение и подражание.
Профессиональная культура имиджмейкера включает в себя культуру речевого воздействия. Его речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь имиджмейкера позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог, полилог. К профессиональным качествам речи имиджмейкера следует отнести такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. Особое внимание следует уделить суггестивности (способности голоса внушать эмоции и влиять на поведение слушателя). Хорошая дикция даёт возможность профессиональной речи стать действенной, то есть побуждать людей к изменениям – внешним и внутренним. Гуманистическое речевое воздействие предполагает исходную доброжелательность, желание понять личность и пойти ей навстречу, отсутствие попыток оттолкнуть и навредить. По мнению одного из ведущих деятелей современной американской риторики Р. Нельсона, основным регулятором речи, лежащим вне её, является этика.
4. Принцип саморегуляции
Основу его составляет ортобиотика – наука о технологии самосбережения тела и души, об ортобиозе как разумном образе человеческого бытия. Основателем ортобиотики считается наш соотечественник, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников. Основы ортобиотики, её теория и методология нашли отражение в его трудах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма», где рассматриваются подходы по «уходу за собственной персоной и отмечается, что следование правилам ортобиоза в огромной степени облегчает проявления высших способностей человеческой души.
Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимаются человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется на нём профессиональный отпечаток. Специфика деятельности имиджмейкера – в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объём аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.
Оптимизация режима личной жизни, трудового ритма и условий среды – основа ортобиоза. Чем объективнее наше знание о состоянии своего организма, чем надёжнее информация о происходящих в нём процессах и индивидуальных особенностях их протекания, тем продуманнее могут быть усилия в обращении с ним. В ортобиозе познание себя – это объективное знание о положительных и отрицательных моментах своего физического, психологического и нравственного здоровья. Его необходимо беречь и постоянно укреплять.
Быть обаятельным – это своего рода мужество, ибо требуется непрерывная работа над самим собой. Для этого необходимы знания и умения по имиджированию – самопрезентации. Самопрезентация составляет суть имиджирования.
В самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарования и знания. Необходима специальная подготовка, и прежде всего умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса. Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:
- «Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
- фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;
- кинесика – телесное информирование;
- дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;
- владение словом – риторическая оснащённость;
- флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;
- коммуникативная механика – мастерство общения.
Упражнение «Мое самовосприятие» (по Р. Бернсу)
Взгляните на таблицу. Какие из приведенных характеристик Вы можете отнести к себе? Отметьте, какие из них, на Ваш взгляд, наиболее устойчивы для Вас?
|
|
Меня это радует |
Мне это безразлично |
Мне это неприятно |
|
Я счастливый |
|
|
|
|
У меня ничего не ладится |
|
|
|
|
Я тугодум |
|
|
|
|
Я неуклюжий |
|
|
|
|
Я зануда |
|
|
|
|
Я неудачник |
|
|
|
|
Я добросовестный |
|
|
|
|
Я обманщик |
|
|
|
|
Я интроверт |
|
|
|
|
Я фантазер |
|
|
|
|
Я оптимист |
|
|
|
|
Я человек надежный |
|
|
|
|
Я раздражительный |
|
|
|
|
Я хороший друг |
|
|
|
|
Я подвержен настроению |
|
|
|
|
Я общителен |
|
|
|
|
Я религиозный |
|
|
|
|
Я умный |
|
|
|
|
Я слабый |
|
|
|
|
Я опрометчивый |
|
|
|
Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Будем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовосприятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
Упражнение «Я-реальное»
Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования и расширить представления о себе.
- Задайте себе вопрос: «Кто я?» и запишите 10 первых пришедших в голову ответов.
- Представьте себе значимого человека для Вас, какую характеристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
- Сопоставьте и сравните ответы 1-го и 2-го пунктов.
Упражнение «Мои жизненные планы»
Составьте для себя список желаемых результатов и расположите его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои глобальные цели?
Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
Формула оптимизма
«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!».
- Прочитайте текст.
- Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны.
- Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
- Ещё раз прочитайте про себя.
- Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫВЕДЕНИЮ ИЗ АУДИТОРНОГО ШОКА (СЦЕНИЧЕСКОГО, ОРАТОРСКОГО СТРАХА)
доц. Л.Д. Троянкина
В состоянии психологического стресса человек дышит поверхностно и, как правило, в учащенном ритме («еле дышит от страха»). Такое дыхание усиливает тревогу и приводит к дополнительному напряжению, к появлению психических и мускульных зажимов. Поэтому при подготовке к публичному выступлению целесообразно проделать следующие дыхательные упражнения.
- Сядьте ровно и сделайте вдох. Вдох должен длиться столько времени, чтобы можно было не спеша сосчитать до пяти. Далее на три счета задержите дыхание, а затем выдохните, снова считая до пяти. Опять на три счета задержите дыхание, и так повторяйте весь цикл, пока не почувствуете, что успокоились. Чтобы быстрее запомнить это упражнение, назовите его «Пять плюс три».
- Непосредственно перед выступлением полезно выполнить упражнение: Сделайте вдох, отведя локти и плечи назад. Затем еще раз резко вдохните воздух. Воздуха должно быть столько, чтобы почувствовать давление в животе. Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох. Повторите это упражнение несколько раз подряд. Можно назвать это упражнение «Двойной вдох».
- «Дыхание Гермеса»: Четыре секунды – энергичный вдох, затем четыре секунды – задержка дыхания и максимальное напряжение всех мышц тела. После этого – выдох и полнейшее расслабление в течение четырех секунд до следующего вдоха. Постепенно доводите время до шести секунд на каждую фазу и повторяйте весь цикл не менее пяти минут.
- «Сброс»: Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы тела. Сожмутся кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4–5 секунд, после чего мысленно скомандуйте себе «сброс» и моментально сбросьте с мышц все напряжение. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете приятное ощущение расслабленной мускулатуры.
- «Зонтик»: При выступлении перед любой аудиторией представьте, что над всеми присутствующими вы раскрыли зонтик, который скрывает вас от всех. Ваша цель – уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего выступления.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФЕЙСБИЛДИНГУ
ст. препод. Л.А. Лобарева
Первый вид занятий состоит из упражнений по общесоматической подготовке лица:
- Напрягаем мышцы лба, поднимая брови вверх. Для предотвращения морщин положите на лоб пальцы рук параллельно бровям.
- Сдвигаем брови, глаза крепко зажмурить. Средние пальцы лежат на мышце между бровями, указательные придерживают внешние углы глаз.
- При закрытых глазах смотрим вправо, влево, вверх, вниз. Тренируемся до тех пор, пока не будем способны чётко распознать напряжение и, следовательно, избавляться от него.
- Овладев предыдущим упражнением, переводите взгляд с потолка на пол и наоборот. Почувствуйте напряжение. Расслабьтесь.
- Стиснув зубы, проследите во всех деталях за сопутствующим этому упражнению напряжением. Расслабьтесь.
- Откройте рот. Какие мышцы напряглись при этом? Вы должны ощутить напряжение перед ушными раковинами, но только более глубоко.
- Крепко сожмите губы. Образующиеся в уголках губ складки прижмите пальцами. Расслабьтесь.
- Растяните уголки губ в утрированной улыбке. Указательные пальцы положите на те места, где образуются складки. Расслабьте мышцы.
- Вытяните губы трубочкой, прочувствуйте напряжение, затем расслабьте губы.
- С усилием оттяните нижнюю губу вниз, чтобы стали видны нижние зубы. Должны выступить мускулы шеи. Расслабьтесь.
- Высуньте вперёд язык насколько возможно, кончик языка при этом должен быть направлен вниз. Затем отодвиньте язык назад. Следите за напряжением, расслабьтесь.
После этого выполняется упражнение из аутогенной тренировки «поза и маска релаксации»: сесть в позе отдыха, спиной опереться на спинку стула, руки свободно лежат на коленях. Закройте мягко глаза, сведите взор кнутри и книзу, на щёки по бокам носа. Язык мягко приложите к корням верхних передних зубов изнутри (звук Т), дайте нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив её вес. В такой позе мысленно проговариваются самоприказы: мой лоб расслаблен, брови расслаблены: правая, левая; веки мягко опущены: правое, левое; щёки расслаблены: правая, левая; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз, губы расслаблены – верхняя, нижняя. Мышцы шеи расслаблены, голова покоится на изголовье. Дыхание свободное, спокойное, медленное, ровное. Я отдыхаю. Отдохнув 2–3 минуты, выходите из состояния расслабления, потянитесь и сделайте несколько активных вдохов-выдохов.
Второй вид занятий составляют упражнения с конкретными частями лица. Цель – научиться ощущать лицевые детали и придавать им конкретное выражение.
Перед зеркалом выполните упражнения:
Лоб – поднимите брови вверх в удивлении, затем по очереди правую, левую брови. Подмигните правым, левым глазом. Посмотрите через слегка прищуренные веки. Широко распахните глаза, посмотрите вправо, влево. Растяните правый уголок рта, затем левый. Поднимите верхнюю губу вверх, затем опустите вниз при приоткрытом рте. Сделайте то же с нижней губой. Сложите губы попеременно как при произношении букв У – И.
Опустите нижнюю челюсть вниз, затем поднимите к верхней. При приоткрытом рте отводите нижнюю челюсть вправо – влево. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вернуть в обычное положение.
Третий вид занятий подытоживает предыдущие усилия: мы научились расслаблять мышцы лица, придавать лицу пластичность. Умеем ощущать отдельные части лица и придавать им нужные выражения. Теперь можно перейти к воссозданию той мимики, которая соответствует конкретной ситуации.
Предлагаю модель постановки улыбки:
- Сядьте перед зеркалом и улыбнитесь себе – мягко, ободряюще. Выберите 1–2 улыбки, которые понравились вам больше всего – те, которые делают лицо наиболее приветливым, красивым. «Играйте» не только губами, но и глазами, всей мимикой лица.
- Теперь попробуйте повторить улыбку, фиксируя различные положения головы, голова поднята и чуть опущена, слегка наклонена вбок, посмотрите на себя справа и слева. Найдите наиболее удачный ракурс.
- Попытайтесь добиться того, чтобы нужная улыбка возникала у вас на лице автоматически – при одной мысли, что она должна быть. Для начала можете зафиксировать какое-нибудь приятное воспоминание, зрительный образ, вызывающий эту улыбку. Затем постарайтесь воспроизвести ее в различных ситуациях – когда собираетесь на работу или поднимаетесь в лифте с зеркалом.
- Отработав улыбку дома, выходите с ней «в люди». Например, в магазине, где есть зеркала на витрине, попытайтесь улыбнуться продавцу во время беседы, а затем переведите взгляд на зеркало – получилось ли?
- «Включите» вашу улыбку в деловое общение Начните с приветствия коллег по работе, а затем – при встрече с деловыми партнерами.
Выразительное, пластичное, раскованное лицо располагает к контакту. Но бывает, что мышцы лица «затвердевают» при общении, и лицо превращается в напряженную маску, причем незаметно для его владельца. Надо знать эти проявления нервозности на лице:
- не сходящая с губ неестественная улыбка;
- лоб напряжен и нахмурен;
- энергичное поднимание бровей;
- выпячивание нижней челюсти вперед, что придает агрессивный вид;
- поджатые губы (воспринимается как неодобрение), кончики губ опущены (лицо принимает страдальческое выражение);
- привычка щуриться или вращать глазами может быть вызвана изъянами зрения или раздражением глаз контактными линзами;
- частое моргание, как подсознательное стремление «отгородиться от предметов»;
- привычка краснеть – цвет лица показывает, как мы реагируем друг на друга, физиология такова, что кожа бледнеет от страха, краснеет от гнева и заливается румянцем от смущения;
- дрожание мимических мышц;
- появление асимметрии в мимике;
- неустойчивость взора – «бегающие» глаза.
Иногда люди не знают о проявлениях своей нервозности, и, следовательно, ничего не делают для того, чтобы это исправить. Здесь может помочь видеосъемка в естественной обстановке общения, переговоров, выступления. Можно также расспросить близких об их впечатлениях от вашей мимики. Для избавления от этих недостатков надо научиться расслаблять сокращающиеся мышцы – здесь подойдут упражнения из первого вида занятий по фейсбилдингу. Можно также в первое время попросить коллегу, чтобы он подавал определенный условный сигнал, если появляется напряженность на вашем лице. В домашней обстановке хорошо напомнят о мимических недостатках записки, расположенные на видном месте с призывами: «Не поднимай брови!», «Не выдвигай челюсть!» и т.п.
ОЦЕНКА ИМИДЖА
В предлагаемом тесте каждый компонент имиджа оценивается по одному из предложенных уровней удовлетворённости.
|
Компоненты имиджа |
«Низкая» степень удовлетворённости |
«Средняя» степень удовлетворённости |
«Высокая» степень удовлетворённости |
|
Данные голоса |
|
|
|
|
Коммуникабельность (письменная и устная) |
|
|
|
|
Самопрезентация |
|
|
|
|
Нормы общегражданского этикета (изысканные манеры) |
|
|
|
|
Искусство визуального контакта |
|
|
|
|
Осанка |
|
|
|
|
Физические данные |
|
|
|
|
Ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.) |
|
|
|
|
Умение одеваться (индивидуальный стиль) |
|
|
|
|
Причёска |
|
|
|
|
Цветовой тип внешности |
|
|
|
|
Обувь |
|
|
|
|
Ароматические средства |
|
|
|
|
Аксессуары |
|
|
|
КОМПЛИМЕНТ – ЭТО ЧУДЕСНЫЙ ДАР
Комплимент – это слова или выражения, с некоторым преувеличением реальных положительных качеств человека. Эффективные способы делать комплимент:
1. Комплимент должен быть конкретным, тогда он позволяет чувствовать правдивость и искренность.
«Такой цвет прекрасно сочетается с оттенком твоих волос – создаёт живой динамичный эффект».
«Очень мило. Цвет действительно очень идёт к твоим волосам, подчёркивая их золотистый оттенок (о платье)».
«Я просто поражён. Я знал, что ты способна творить чудеса, если захочешь, но это платье – абсолютная фантастика».
Вставляйте в предложения слова «потому что», чтобы общий комплимент приобрёл конкретный смысл. Объясните, почему данный проект, работа, человек... так хороши, что помогает им быть такими необыкновенными.
«Вы очень милый, потому что всегда заботитесь о близких вам людях».
«Вы очень умный, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей».
«Мой лучший друг изумителен, потому что...» «Этот учитель легко находит контакт с учениками, потому что...»
«Твоя новая причёска великолепна, потому что...»
2. Уделяйте внимание скрытым «мелочам», качествам менее очевидным. Избегайте сосредотачивать внимание в комплименте на очевидных положительных чертах. «Эффект мелочей» придаёт общению особый шарм.
3. Не фиксируйте внимание на внешних данных человека, сосредоточьте внимание на его душевных качествах. Наши достоинства – это наш характер, наши способности, именно они выражают нашу сущность. Сделайте комплимент, относящийся к внутренним качествам. Сочетайте его, если возможно, с комплиментом внешности человека. Отметьте как внутренние, так и внешние достоинства.
«Твоё чутьё на перемену стиля очень многое говорит о твоей сущности».
«Ты всегда была смелой и рискованной. Это одна из причин, по которой я люблю с тобой общаться».
«Ваша улыбка удивительна. Она заражает окружающих хорошим настроением».
Комплимент должен:
- указывать только на положительные качества:
- утверждать данное качество, а не содержать рекомендации по улучшению;
- иметь небольшое преувеличение качества;
Комплимент не должен:
- быть ниже мнения человека о самом себе;
- содержать иронии или сарказма.
Принимая комплимент, поблагодарите: «Благодарю вас». «Мне приятно, что вы это заметили».
Ответ на неискренний комплимент: «Мне особенно приятно это слышать от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь».
Правила использования комплиментов из книги Панасюк А.Ю. Управленческое общение / Практические советы. М.: Экомомика, 1990:
- «Один смысл». Комплимент должен отражать только положительные качества данного человека. Следует избегать двойного смысла: «Как вам удаётся так расположить к себе людей?» (Пример нарушения правила: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!»).
- «Без гипербол». Отражаемое качество должно иметь небольшое преувеличение: «Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности». «Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей!»
- «Высокое мнение»: «Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!» Надо знать мнение о себе человека, которому делаешь комплимент. Важно, чтобы положительное качество, отмеченное в комплименте, не было ниже, чем собственное мнение человека. («Можно только поражаться вашему мастерству». «У вас поразительная наблюдательность».)
- «Без претензий». Делая комплименты, не нарушайте правило «без претензий, как то: «Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты» (а этот человек считает, что данное качество вовсе не является достоинством).
- «Без дидактики». Комплимент должен утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по её улучшению: «Всегда бы иметь такого приятного партнёра». «Общаясь с вами можно многому научиться». Не следует делать комплимент типа: «Тебе следует быть активнее!». «Умей отстаивать свои позиции!» Здесь нарушено правило «без дидактики».
- «Без приправ». Комплимент не должен иметь никаких добавок, как то: «Руки у тебя «золотые», а вот язык – твой враг!». «Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только бы эту способность – да в интересах дела...». Делая комплимент, удержитесь от «ложки дёгтя».
ИСКУССТВО ДАРЕНИЯ
Подарок – это знак внимания, который радует родственников, друзей, коллег. Ценность подарка выражается не его стоимостью, а искренним желанием доставить удовольствие.
Подарки к свадьбе или на день рождения зависят от степени знакомства с молодожёнами или именинником и благосостояния гостей. Подарок дарят такой, которым будет пользоваться именинник лично.
В праздники хозяевам дома гости дарят цветы, конфеты или книгу, другу – бутылку вина. Если у хозяев юбилей или день рождения, дарят подарки для личного пользования, а если годовщина свадьбы или новоселье – для общего пользования. Духи и помаду дарят, если знают вкус хозяйки; нижнее белье дарят только членам семьи.
Из отпуска или путешествия привезите памятные сувениры для своих друзей и близких.
Подарок для близкого мужчины должен нести некий смысл и определённую символику, выражающую истинное отношение женщины к данному мужчине. Это может быть оригинальное мужское кольцо, перстень, запонки или булавка для галстука.
Деньги можно дарить молодожёнам и сотрудникам. Если подарок дарят деньгами, то в конверт вкладывают открытку, где указывают, на какой предположительно подарок сделан денежный вклад, например: «Эти деньги на люстру...», так как вы знаете, что хотелось бы имениннику, но боитесь, что не сумеете выбрать соответственно его вкусу.
Дарить можно книгу, сделав надпись на листе слева от титульного; блок сигарет (а не пачку), стеклянные, металлические и керамические изделия, настенные тарелки, вазы, бутылку вина в упаковке.
Если у человека состоятельного есть всё, не теряйтесь в догадках: подарите ему цветы, хорошее вино и коробку конфет. Принимая гастрономические подарки, угостите ими своих дарителей, если у вас нет на столе подобных продуктов.
ЦВЕТЫ В ПОДАРОК
Букет цветов матери, возлюбленной, хозяйке дома – это проявление внимания, которое придаёт праздничность нашим будням. Цветы дарят дамам: хозяйке дома и всем женщинам, живущим в квартире, куда вы приглашены в гости. Преподнести цветы можно и мужчинам (хозяину дома, пожилому человеку, юбиляру, начальнику, актёру, учителю). Цветы не дарят только молодому человеку.
Поздоровавшись правой рукой, левой вручают букет. Его держат левой рукой цветами вверх. Мужчина вручает их хозяйке дома, освободив от обертки (целлофановую бумагу можно оставить). Хозяйка должна поставить цветы в подготовленную вазу так, чтобы их было хорошо видно и они никому не мешали.
На свадьбу дарят розы и лилии, ирисы и пионы, орхидеи и хризантемы, ландыши и фиалки, нарциссы и гладиолусы – всё это цветы для свадебного букета. Не рекомендуется дарить молодым каллы, белую сирень и игольчатую зелень. По поверьям, они приносят несчастье. Свадебный букет нельзя выбрасывать – это плохая примета. Его можно засушить и сохранить на всю жизнь.
Важен цвет подаренных цветов в букете. Желтые и оранжевые цветы – это признак солнца, знак оптимистичного и жизнерадостного человека. Белые цветы дарят девушкам как символ чистоты и непорочности. Розовые цветы дарят молодым женщинам. Красные и алые – влюблённым. Чем старше становится женщина, тем более насыщенной цветовой гаммы цветы ей преподносятся. Цветы для мужчины должны быть на высоких стеблях: розы, гвоздики, гладиолусы, ирисы.
ДЕЛОВОЙ ПОДАРОК
Выбранный сувенир должен соответствовать роду занятий и специфике работы, хобби и личным предпочтениям, учитывать вкус и приоритеты людей, которым они предназначены. Деловой подарок не должен быть дорогим. Особое внимание – упаковке. Упаковка создаёт первое впечатление о подарке, точно так же, как и ваша одежда или кабинет нередко создаёт впечатление о вас в деловом мире. Подарок можно украсить монограммой с эмблемой вашей компании либо с инициалами лица, которому он предназначен. При первой встрече подарки преподносят хозяева, а не гости. При последующих встречах обмен ими становится обязательным, особенно если ваши партнеры с Востока.
К деловым подаркам относятся:
- ручки, папки, записные книжки, наборы канцелярских принадлежностей;
- портмоне, очешник, курительные аксессуары;
- художественные альбомы, книги, сувениры в виде статуэток, изделия художественных промыслов: палехские и федоскинские шкатулки, жостовские подносы, гжельская керамика, авторская картина, календарь с эмблемой вашей компании;
- коробка конфет, бутылка вина в фирменной упаковке, набор марочных вин, блок сигарет;
- серебро, фарфор, хрусталь, ткацкие изделия;
- дамам цветы (нельзя дарить красные – деловым партнерам из Англии, Франции, Германии, белые и фиолетовые – из Великобритании; четное количество цветов дарят в Германии, Грузии, Прибалтике).
Деловым подарком не могут быть
- шляпы, рубашки, носки и другие вещи личного пользования.
Допускаются следующие деловые подарки:
- галстук, шарфы и платки (они не должны быть дешёвыми);
- парфюмерия (при условии, что вы знаете вкус человека или это продукты вашей фирмы)
Нельзя дарить часы: и на Востоке, и на Западе это считается плохой приметой.
ТЕСТ «ЗНАКОМЫ ЛИ ВЫ С ПРАВИЛАМИ ХОРОШЕГО ТОНА?»
Выберите один из вариантов ответа «a» или «b» и подсчитайте очки.
- Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. На тарелке лежит полотняная салфетка. Что вы станете делать?
- развернете и положите на колени?
- развернете и положите на грудь?
- Перед вами несколько ножей и вилок. Какими приборами вы воспользуетесь сначала:
- теми, что лежат дальше от тарелки?
- теми, что лежат ближе к тарелке?
- В гостях за обеденным столом гость-мужчина сидит в окружении женщин. Кому из них он должен уделять преимущественное внимание:
- той, что сидит слева от него?
- той, что сидит справа?
- Вам подали мясное блюдо. Следует ли:
- разрезать сразу весь кусок мяса на мелкие кусочки?
- постепенно отделять маленькие кусочки от целого?
- Вам понравилось блюдо. Взять второй раз понравившееся кушанье
- можно?
- неприлично?
- Если вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас, то:
- вы сами потянетесь за ним»?
- попросите передать его?
- В гостях вы:
- съедаете всё, что положили на свою тарелку?
- часть оставляете на тарелке?
- Если вам не понравится предлагаемая хозяйкой еда, вы благодарите её за внимание и отказываетесь:
- не объясняя причин?
- говорите о причине отказа.
- Считаете ли вы, что хлеб из хлебницы надо брать
- вилкой?
- рукой?
- Вы обедаете в ресторане, где вас обслуживает официант. Вы закончили есть второе и хотите показать официанту, чтобы он убрал приборы. Для этого вы положите нож и вилку:
- параллельно друг другу вправо?
- под углом острыми концами в тарелку?
Правильные ответы:
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
a |
5 |
5 |
0 |
0 |
5 |
0 |
5 |
5 |
0 |
5 |
|
b |
0 |
0 |
5 |
5 |
0 |
5 |
0 |
0 |
5 |
0 |
45–50 очков – отлично,
35–40 очков – хорошо,
25–30 очков – удовлетворительно,
0–20 очков – плохо.
Если у вас «отличные» или «хорошие» результаты, то поздравляем! С вами приятно в общении и сидеть за обеденным столом.
Если у вас плохие результаты, вам стоит поработать над собой, рекомендуем внимательно прочитать книги об этикете.
