Фандрайзинг
В процессе разработки и реализации проекта важно отдавать себе отчет в том, какие ресурсы необходимы для достижения поставленной цели. А также, из каких источников вы можете их привлечь, взаимодействуя с бизнесом, обществом и властью.
Процесс привлечения ресурсов в проект называется Фандрайзинг.
Фандрайзинг, иногда фандрейзинг (от англ. fundraising) – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.
Основные этапы фандрайзинговой кампании
1 цикл. «Подготовка»/«планирование»
Этапы:
- Выбрать задачу для решения. Установить временные рамки
- Собрать информацию о потенциальных контрибуторах (донорах)* и продумать аргументацию для каждого.
*контрибуторар/донор- это человек или организация, безвозмездно передающие какие-либо ценности другому объекту: деньги, услуги, товары, время, органы и др.
- Анализ мотивов потенциальных контрибуторов/доноров .
- Анализ прошлого опыта средств, определение своих сторонников, к которым надо обратиться в первую очередь. Ранжирование остальных контрибуторов/доноров по вероятности получения положительного ответа.
- Подготовка материалов(инструментов фандрайзинга) для представления контрибуторам/донорам (письма, запросы, заявки, пресс-релизы)
- Согласование внутри организации методов свора средств
- Организация работы помощников, обеспечение их информацией, инструментами и пр. необходимым
- Установление порядка контроля за поступлением средств
2 цикл. «Проведение»
В каждой сфере существуют своего рода «модные» тенденции – это не обязательно то, что эффективно, а скорее то, что в данный период привлекает особое внимание. Зачастую это возможности, потенциал которых еще не до конца исследован, но на которые при этом возлагаются большие надежды.
с использованием методов:
- Рекламные кампании
- Телефандрайзинг – обращение по телефону или факсу
- Мобильные технологии, смс, использование мобильных устройств;
- Индивидуальный фандрайзинг – личная беседа при встрече
- Солофандрайзинг – поддержка влиятельных, известных лиц
- Полифандрайзинг – бесплатные приглашения на мероприятия, презентации и т.д.
- Крауфандинг - привлечение средств через Интернет, продвижение проектов через социальные сети
- Кобрендинг (благотворительные отчисления от продажи коммерческих товаров, социально-ориентированный маркетинг)
- Благотворительные мероприятия: базары-ярмарки, благотворительные аукционы и ярмарки, креативные благотворительные акции, «ивенты и прочий позитив»
- Участие в федеральном конкурсе «президентских» грантов.
Какие способы перечисления средств/платежные механизмы становятся сейчас в России особенно актуальны:
- Наличные деньги в кассу организации
- Наличные деньги лично в руки
- Ящики для пожертвований
- Безналичные перечисления на счет организации
- Пожертвования по квитанции (лично в банке, через операциониста)
- Перевод денег через банкоматы, платежные терминалы
- Перечисление пожертвования через SMS
- Интернет-банкинг
- Перечисление средств по банковской карте
- Электронные деньги (типа WebMoney, Яндекс.Деньги и т.д.
3 цикл. «Мониторинг и оценка результативности»
Следует ответить на вопросы:
- Насколько поставленные цели отвечают фактическим потребностям проекта
- Насколько фактически результаты фандрайзинг соответствуют запросам
- Насколько эффективными оказались затраты на достижение результатов фандрайзинга.
РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ: на кого направлена наша кампания
(или проще говоря, у кого просить???)
1. Государственные источники:
Самые известные государственные доноры – МЭР (министерство экономического развития) и конкурс ОПРФ («Президентские гранты»). Так же это могут быть региональные или муниципальные конкурсы и гранты, на которых мы можете получить поддержку вашего проекта.
Существуют определенные условий участия в отношении с данным партнером: чрезмерный контроль за расходованием средств, серьезные вопросы к прозрачности конкурсов, высокая коррупционная составляющая, наличие среди крупных получателей государственных средств неизвестных и непрозрачных организаций, идеологизация господдержки.
2. Корпоративные источники:
Разовые и (реже) регулярные пожертвования деньгами или товарами/услугами, партнерские программы, перечисление фиксированного процента с продажи определенного товара и т.д. Четких процедур по- лучения помощи нет; инициатива, как правило, исходит от НКО; соглашение достигается путем переговоров.
3. Фонды как источник средств:
Фонды (российские и иностранные; частные, государственные и корпоративные) и другие НКО (местные и иностранные партнеры, ресурсные центры и пр.). Фонды в большинстве случаев пользуются процедурой открытого конкурса. НКО (некоммерческая организация) может подготовить грантовую заявку по определенной форме, подать ее в срок и в случае прохождения конкурса получить средства, реализовать проект, а затем содержательно и финансово отчитаться перед фондом.
Самые известные для респондентов фонды/программы – фонды Потанина, Тимченко, Прохорова, Зимина.
4. Частые пожертвования как источник:
Мелкие и крупные частные пожертвования. Разовые и (реже) постоянные пожертвования деньгами или товарами, массовые акции по сбору средств и индивидуальное донорство. Как «вживую», так и в интернете, соц. сетях, через платежные терминалы и СМС. Четких процедур получения помощи нет; договоренности достигаются путем переговоров и массовых коммуникаций.
Работа с донорами: выстраивание отношений
Устанавливать контакт с донором можно различными способами: письменно (обычным или электронным письмом, через интернет), устно (по телефону), лично (при встрече).
Для определенного источника финансирования необходимо выстраивание индивидуального шаблона работы , поскольку у каждого донора собственные цели своего пожертвования, и обратную связь он ожидает на определенном уровне(отчет, благодарственное письмо, билет на концерт и т.д.)
Письменная коммуникация с донором
обычное или электронное письмо, обращение в интернете
- Пишите яркие, но емкие письма.
- Весь текст письма должен умещаться на одной странице с достаточно широкими полями (на случай, если письмо будет рассматриваться внимательно — для пометок).
- Старайтесь избегать специальных терминов и сленга.
- Текст может быть типовым, но помните о том, что адрес на конверте, об- ращение («уважаемый ...») и концовка («с уважением, ...»), написанные от руки, производят более благоприятное впечатление.
- В письме должно быть два элемента: то, чего вы хотите от донора, и то, что вы ему предлагаете.
- В письме должно быть предложение, сформулированное как главная мысль. Например: «100 рублей могут помочь этому ребенку»; «Что- бы остановить эпидемию, нужны срочные действия». Главная мысль должна пронизывать весь текст обращения и обязательно (в исходном или видоизмененном варианте) несколько раз повториться. Эту мысль можно усилить визуальными средствами — фотографиями, рисунками, эмблемой и т.д.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПИСЬМА
1. Описание проблемы
В обращении должна быть кратко и убедительно сформулирована проблема, для решения которой нужны средства.
2. Просьба
Помимо эмоционального описания проблемы в обращении должна быть четко сформулирована просьба. Ошибкой многих организаций является убеждение в том, что донор сам знает и в состоянии решить, чем и как он готов помочь. Это неправильно. Вам нужны не только симпатии и сострадание, но и деньги, причем определенная сумма. Лучше, если в письме она будет указана. Можно предложить несколько вариантов, например: «Если вы внесете 100 рублей, то…; если 300, это поможет…»
Личная коммуникация с донором (встреча)
Приходя на встречу:
- уделите внимание внешнему виду: оденьтесь стильно, в спокойных не- броских тонах, с минимумом косметики и украшений;
- будьте осторожнее с эмоциями;
- говорите медленно и внятно;
- будьте искренне доброжелательны;
- внимательно слушайте собеседника;
- будьте психологом: постарайтесь понять желания, увлечения, слабые и сильные стороны характера потенциального донора.
Важно! Донор, у которого вы просите деньги, заслуживает вашей симпатии хотя бы за то, что он может захотеть вам их дать. Сегодня он может сказать «нет», но если вы будете упрекать его в этом, он никогда не пойдет вам навстречу. Донор после встречи с вами должен уйти с чувством, что вы дали ему возможность совершить что-то очень хорошее, полезное и нужное.
Отчет перед донорами
Любой донор, который внес пожертвование, захочет узнать о том, сколько средств собрано и помогли ли они решить проблему, поэтому в обращении нужно указать, как жертвователь может об этом узнать. Письмо с просьбой о деньгах может и не принести денег, но это всегда — новый контакт, то есть потенциальная возможность. Вам могут отказать пять, десять, пятьдесят раз. Это не конец света и не крах вашего проекта.
Самые важные моменты, относящиеся к установлению первого контакта с потенциальным донором:
А также:
- Свяжите свой проект с интересами и ценностями потенциального донора.
- Используйте техники эффективного убеждения: 60% — слушать и 40% — говорить.
- Создайте атмосферу сопричастности.
- Вовлеките донора в обсуждение проблемы. Чем больше человек говорит, тем выше вероятность того, что он пожертвует деньги.
- Говорите о возможностях (изменениях в лучшую сторону).
- Апеллируйте к потребностям местного сообщества.
- Излучайте уверенность в результате деятельности.
- Помните, что жертвовать деньги — приятно. Донор чувствует себя значимым, состоятельным, способным оказывать помощь другим; статус в собственных глазах и глазах окружающих повышается; исчезает чувство вины и т.д.
- Во время презентации/беседы нужно несколько раз повторить основную мысль — для чего нужны средства, сколько и в каких формах может пожертвовать донор. Универсальное правило: скажите то, что вы пришли сказать, затем скажите это еще раз, а в конце скажите то, что вы уже сказали.
Важно! Главная цель вашего визита к донору — НЕ формирование его мировоззрения, НЕ дискуссия и НЕ митинг. Ваша главная цель — получить пожертвование. Если после всего выше описанного донор не готов сделать пожертвование, то:
- У вас наготове должны быть факты, которые способны «снять сопротивление».
- Внимательно слушайте аргументы и доводы, это поможет в будущем при организации подобных мероприятий.
- Настаивайте до тех пор, пока не получите отказ 3 раза.
- Не воспринимайте отказ лично, в то же время постарайтесь разобраться — нет ли здесь вашей личной вины.
- Помните, что потенциальный донор имеет все основания и ПОЛНОЕ ПРАВО не поддерживать ваш проект и его деятельность. Поэтому выражения «Вы должны помочь» недопустимы.
